Главная
Реклама
Контакты
Ссылки
dancemania.portal-1.ru
 
Народные танцы
 
Классические
 
Современные
 
Армянский народный танец

Карельский народный танец

Молдавский народный танец

Немецкий народный танец

Украинский народный танец

Шотландский народный танец
БЕРЕЗКА
Русский девичий  хоровод


...В длинных, до полу, сарафанах, с ветками распу­стившейся березы в руках неслышно плывут в хороводе русские девушки. И внешность, и жесты, и движения — все в них исполнено благородной простоты, чувства собственного достоинства и скромной сдержанности Хо­ровод то вьется «змейкой», словно узкая тропинка среди бескрайних полей, то широко растекается, как многовод­ная река, то заворачивается «улиткой», то образует «пле­тень», «звездочки» и «кружочки».
Плавные, неторопливые движения девушек, их строй­ные, точно тонкие белоствольные березки, фигуры, тре­петное колыхание нежной зелени ветвей весь хоровод исполнен целомудренной чистоты и говорит о весне — весне в русской природе.
Таков весенний девичий хоровод «Березка». Это — фигурный хоровод, созданный на народной основе. Как многие девичьи хороводы, «Березка» отличается кружев­ным рисунком и разнообразными переходами от одной фигуры к другой.
Исполнение «Березки» не требует от участниц боль­шой танцевальной техники. Весь хоровод построен на трех ходах, которые условно называются «выход», «основной ход хоровода», «второй ход хоровода»,
При любом ходе танцующие должны идти так плавно, чтобы не было заметно движения их ног. Такое легкое скольжение будет создавать у зрителя впечатление, что девушки «плывут» по сцене.
Композиция «Березки» рассчитана  на 20 девушек. Изменение числа исполнительниц потребует изменения некоторых фигур хоровода.
Исполняется хоровод под  русскую  народную песню «Во   поле   березонька   стояла».   Мелодия   состоит   из тактов. Музыкальный   размер 2/4. В качестве   музы­кального сопровождения желательны баян и хор.

Костюм

Все девушки одеты в одинаковые длинные сарафаны и светлые кофты с укороченными пышными рукавами. На голове -  косынки. Все сарафаны должны быть одно го цвета, пестрота будет мешать восприятию общего ри сунка хоровода. Сарафаны нужно сделать из плотного материала, чтобы их нижняя часть стояла колоколом. Желательно также, чтобы под сарафанами были надеты нижние юбки с оборками.

Первая   фигура.— «Маленькие   кружочки»   (12 тактов)
С началом первой фигуры хоровода темп музыки резко меняется: становится более быстрым, чем на вы­ходе, и постепенно все ускоряется. В конце хоровода темп очень быстрый.
1 —12-й такты
Все девушки на счет «раз» одновременно выпрям­ляются и образуют 5 кружочков: четыре по углам сцены, а один — в центре.
Девушки идут по своим кружочкам «основным ходом хоровода» против движения
часовой стрелки, повернув голову к левому плечу. Левая рука с веткой березы
спокойно опущена вниз, правая — с платочком — слегка    отведена в сторону. Ладонь  руки с платочком открыта по движению танца. Уголом платочка лежит на втором, третьем и четвертом пальцах; первый и пятый пальцы придерживают платочек. Так девушки проходят по кружочкам два раза (два круга).
Вторая фигура -  «Большой круг» (24 такта)
1
12-й такты (повторяются два раза)
Ведущая каждого кружочка, не прекращая «основного хода», выводит всех девушек своего кру­жочка на большой общий круг (рис. 4).
Двигаясь по большому кругу против хода часовой стрелки, тан­цующие обходят его полтора раза; ведущая, начав движение по большому кругу от 1-й левой ку­лисы, должна в конце последнего такта оказаться у 3-й правой кулисы.
В течение этой фигуры   девушки   продолжают   идти «основным ходом» (рис. 5). Корпус слегка наклоняется
вправо, правая рука с платочком отводиться в сторону, локоть правой руки немного сгибается и кисть ее как бы «ведет» платочек по воздуху. Взгляд устремлен на платочек. Девушки спокойно поднимают ветки березы перед собой и держат их вертикально. Рука, держащая ветку, слегка согнута в локте на уровне талии.
Третья фигура «Продвижение по кругу шеренгой»
36 тактов Мелодия проигрывается 1-й раз
1—12-й такты
Ведущая на счет «раз» 1-го такта, а остальные девуш­ки одна за другой, дойдя до 3-й правой кулисы «основ­ным ходом» (движение 2), плавно поворачиваются вле­во лицом к центру круга и образуют плотную шеренгу, продолжая двигаться -плечом к плечу по большому кругу.
Как только девушка поворачивается лицом к центру, она начинает двигаться «вторым ходом» (движение 3), опускает руки вниз перед собой вдоль туловища и берет правой рукой с платочком левую руку (с веткой) впереди идущей девушки. Корпус — прямой, спокойный. Голова слегка наклонена к правому плечу.
Мелодия   проигрывается 2-й раз
1—12-й такты
Шеренга девушек—продолжает двигаться  в том  же положении по кругу мимо 3-й левой кулисы к 1-й.
Мелодия   проигрывается  3-й  раз 1—12-й такты
Девушки продолжают продвигаться, держась за руки, медленно поднимая перед собой вытянутые руки с платочками и ветками.
К концу 12-го такта руки у всех подняты вверх; вет­ки держат вертикально.
Ведущая доходит до 1-й левой кулисы. Правая рука с платочком у нее опущена вниз.
Четвертая фигура - «Плетень» (24 такта)
Во время этой фигуры девушки   переплетают   руки, образуя «плетень», .
112-й такты (повторяются 2 раза)
Ведущая, а за нею постепенно и все остальные де­вушки переходят на «основной ход».
Ведя «плетень» по переднему плану сцены от 1-й левой  к 1-й правой кулисе, ведущая поворачивает затем по кругу против движения   часовой   стрелки в глубину сцены, и, дойдя до ее середины,   выводит   всю   шеренгу девушек друг за другом (в затылок) через центр на середину переднего плана.
Одновременно с переменой хода каждая девушка переводит через .голову к себе на правое плечо свою левую, руку, соединенную с правой рукой девушки, идущей сзади. При этом зеленая ветка березы, которую она держит в левой руке, ложится вдоль правой руки девушки, идущей сзади.
Танцующие   перекладывают левую руку на правое у не все сразу, а одна за другой, на каждый такт,
начиная с  1-го такта.   Первой   перекладывает   руку ведущая.
Головы у всех   слегка   наклонены к правому   плечу. Девушка, идущая последней, кладет себе на правое плечо, словно продолжая «плетень». У ведущей правая рука с платочком слегка отведена в сторону.
Пятая фигура — «Улитка» (24 такта)
1-я часть – «Заворачевание улитки» Мелодия проигрывается 1 раз
1—12-й такты
Взмахнув    над     головой платочком на счет «раз» 1-го такта и не опуская его, ведущая начинает кружиться на месте влево, «заворачивая» вокруг себя всю шеренгу де­вушек. Все продолжают идти тем же «основным ходом»,
не меняя положения корпуса и рук. Чем плотнее «завер­нется   улитка», тем быстрее  будет ее вращение.
2-я часть - «Распад улитки»
Мелодия проигрывается 2-й раз
После того как «улитка завернется», все девушки на ет «раз» поднимают соединенные руки вверх и разъ­единяют их. Одновременно с подъемом рук девушки по­ворачивают корпус так чтобы их лицо было обращено к центру круга. 23-й такты
Медленно отступая «основным ходом хоровода» (спи­ной) по радиусам из круга и опуская спокойно обе руки вниз перед собой, девушки расширяют «улитку». 4 - 6й такты продолжая расходиться по радиусам, танцующие кружатся парами. Ведущая оказывается в паре с девуш­кой, шедшей в фигуре «плетень» непосредственно за нею.
В такой же последовательности составляются и остальные пары. Девушки каждой пары соприкасаются друг с другом левым плечом и смотрят друг на друга.
В таком положении пары кружатся против движения часовой стрелки тем же «основным ходом».
7 12-й такты.
Пары, кружась, продол­жают расходиться по радиу­сам «основным ходом». 1-я девушка  каждой пары, не прерывая «основного хода хоровода», на 7-й такт поворот. Первыми считаются ведущая, затем 3-я,  5-я,   7-я   и   остальные девушки в том же порядке рачивается и становится правым плечом к левому плечу девушки своей пары.
Разойдясь по радиусам, пары разъединяются, и де­вушки образуют один общий круг, причем ведущая со своей парой оказывается в середине заднего плана сцепы.
Шестая фигура — «Ход парами» (24 такта)
Мелодия проигрывается 1-й раз - 12-й такты
Ведущая со своей парой доходит до середины переднего плана сцены (ведущая идет при этом в паре справа от зрителя). Круг делится в середине переднего пла­на сцены на две части: одна половина круга идет напра­сно по полукругу в глубину и выстраивается в колонну позади ведущей. Другая  половина  движется налево по полукругу в глубину и выстраивается за девушкой, кото­рая идет в паре с ведущей, незаметно на ходу перекладывая платочек из правой руки в левую, а ветку бере­зы — из левой руки в правую.
К  концу 12-го такта образуется колонна девушек в десять пар.
Мелодия   проигрывается 2-й раз 1—12-й такты
Девушки каждой пары доходят до переднего плана сцены. Первая пара резко взмахивает вверх платочком (на счет «раз» 1-го такта) и расходится в разные сторо­ны; руку с платочком девушки спокойно опускают прямо перед собой, а затем отводят в сторону. Ведущая идет при этом по полукругу против движения часовой стрел­ки, а девушка в паре с нею - по движению часовой стрелки.
Каждая последующая пара, дойдя до переднего плана, тоже резко взмахивает платочками и расходится в разные стороны. Взмах платочками приходится на счет: «раз» каждого такта. Разъединившись, девушки каждой
нары спокойно опускают руку с платочком, прямо перед собой, так же как девушки первой пары.
Девушки первой шеренги во главе с ведущей идут по полукругу против движения часовой стрелки в глубину сцены; к концу 12-го такта ведущая доходит до 3-й ле­вой кулисы.
Девушки второй шеренги идут в глубину сцены по полукругу по левой стороне. При встрече с первой ше­ренгой они обходят ее сзади и незаметно перекладывают платочки из левой руки опять в правую, а ветку березы — из правой руки в левую.
В конце 12-го такта девушка, шедшая в паре с ведущей, доходит до 3-й правой кулисы. 
Седьмая фигура — «Змейка»
                              
(24 такта)
1—12-й такты (повторяются 2 раза)
Первая шеренга во главе с ведущей идет на передний план сцены «змейкой». Вторая шеренга присоединяется к первой. Поворачиваясь к зрителю правым плечом, де вушки поднимают несколько ниже уровня талии согну­тые в локте правые руки с платочками, а поворачиваясь к зрителю левым плечом, поднимают так же левые руки с ветками березы.
Таким образом, в течение всей фигуры «змейка» зрителю видна то линия платочков, то линия веток.
К концу последнего так­та танцующие выстраивают­ся в 4 маленькие шеренги по
5 человек в каждой, плечом к  плечу,   повернувшись  лицом    к   зрителю.    Ведущая оказывается крайней слева в первой шеренге.
Восьмая фигура — «Обход»
(24 такта) Образовавшиеся    четыре маленькие шеренги обходят друг друга «вторым   ходом» (первая   шеренга — вторую,  третья — четвертую), направляясь то вправо, то влево (по шести тактов в каждую сторону).
Идя в правую сторону, девушки начинают ход с пра­вой ноги и на счет «два» 6-го такта делают ею шаг не­много назад, на всю ступню; на счет «и» приставляют левую ногу к правой. С левой ноги девушки начинают ход влево на первую восьмую 1-го такта последующих шести тактов.
Идя в левую сторону, танцующие начинают ход с ле­вой ноги и на счет «два» 6-го такта делают ею шаг немного назад, на всю ступню; на счет «и» приставляют правую ногу к левой. С правой ноги девушки начинают ход вправо на первую восьмую 1-го такта последующих шести тактов.
Мелодия   проигрывается  1-й
1 — 6-й такты
1-я и 3-я шеренги, начиная ход с правой ноги, про­двигается в левую от зрителя сторону перед 2-й и 4-й шеренгами. 2-я и 4-я шеренги, начиная ход с левой ноги, идут в правую от зрителя сторону.
В конце 6-го такта 1-я шеренга соединяется со 2-й, а 3-я — с 4-й. При этом девушка, стоящая в 1-й шеренге крайней справа (от зрителя), оказывается в центре сое­диненной шеренги рядом с девушкой, стоящей во 2-й ше­ренге крайней слева. Точно так же займут места девуш­ки 3-й и 4-й шеренг.
7—12-й такты
1-я и 3-я шеренги идут в правую от зрителя сторону, позади 2-й и 4-й шеренг, направляющихся в левую сто­рону. щиеся в третьем ряду от зрителя).
На счет «раз» 12-го такта поднимают в конце 12-го такта   1-я   шеренга   встает   рядом со 2-й, а 3-я — с 4-й.
Мелодия проигрывается 2-й раз
1-6-й такты
Шеренги снова меняются местами. Впереди проходят 1-я и 3-я шеренги.
7-9-й такты
Все четыре шеренги выстраиваются друг за другом в следующем порядке: 1-я шеренга становится позади 2-й, 3-я — позади 4-й.
10—12-й такты
Все шеренги направляются на передний план «основ­ным ходом» и не меняют этот ход до конца хоровода. Одновременно на счет «раз»  10-го такта девушки, идут в 3-й   (последней)   шеренге,  резко поднимают над головой правую руку с платочком. На счет «раз» 11-го такта так же поднимают вверх руки с платочками девушки 4-й шеренги (в данный момент находят руки с платочками девушки 1-й (второй от зрителя) шеренги.
На счет «два» поднимают руки с платочками девуш­ки 2-й (первой от зрителя) шеренги.

Девятая фигура — «Звезда» (24 такта)
Мелодия   проигрывается 1-й  раз
1-12-й  такты
Девушки образуют «звезду», состоящую из пяти лучей-радиусов, по четыре девушки в каждом. На счет раз» 1-го такта все опускают платочки вниз. Первый луч «звезды» образуется четырьмя девушка­ми — крайними справа (от зрителя) в каждой из четы­рех   шеренг.   Эти   девушки   оворачиваются к зрителю правым плечом, опу екая перед собой руки с пла точками. Соприкасаясь плеча: ми, они идут по кругу против движения часовой стрелки.
Одновременно четыре  девушки 2-й шеренги так же об­разуют второй луч и идут вслед за девушками первого луча.
Девушки 1-й шеренги немного продвигаются вперед на место ушедшей 2-й шеренги и образуют 3-й луч.
Девушки 3-й шеренги поворачиваются влево (спиной к зрителю) и идут по кругу вслед за 1-й шеренгой, образуя четвертый луч.
Девушки 4-й шеренги поворачиваются влево (спиной к зрителю) и продвигаются немного в глубину сцены на место ушедших девушек 3-й шеренги. Затем они начинают продвигаться по кругу, образуя пятый луч.
Все танцующие, построившись в форме пятиконечной «звезды», идут по кругу против движения часовой стрелки (рис. 20). В каждом луче девушки идут плечом к плечу, нигде не ломая образованной ими прямой линии.
В течение первых 12 тактов руки у всех опущены | вниз. Только у той девушки, которая идет в луче край ней справа, рука с платочком отведена немного в сто­рону.
Мелодия проигрывается 2-й раз
1—12-й такты
На счет «раз» первого такта все девушки поднимают перед собой левую руку с веткой  березы.
Танцующие делают в этом построении два круга, после чего девушки каждого луча приходят на место, указанное на рис. Десятая фигура -  «Маленькие звездочки» (12 тактов).
Из «большой звезды» девушки образуют 5 маленьких «звездочек» которые вращаются против движения часо­вой стрелки.
1— 9-й такты
Четыре девушки каждого луча соединяют поднятые левые руки с   ветками,   образуя   «звездочку». Правые руки с платочками поднимаются выше плеча и отводятся в стороны.
1012-й такты
Девушка, стоявшая с правого края каждого луча «большой звезды», выводит девушек своей «звездочки» на один общий круг.

Одиннадцатая фигура -  «Общий круг»

(12 тактов)
1—12-й такты
Взявшись за руки и держа ветки березы вертикально, девушки идут по кругу против движения часовой стрелки.

 

Двендцатая фигура — «Два круга» (24 такта)
Мелодия   проигрывается 2 раза
На счет «раз» 1-го такта все разъединяют руки. Во  (по две через каждые три) входят внутрь круга и идут по движению часовой стрелки. Остальные продолжают идти против движения часовой стрелки.
Так получаются два круга — внешний и внутренний, движущиеся в разных на правлениях.   Вращаясь, оба круга постепенно уменьшаются. Вращение их убыстряется. При   этом   перестроении    положений корпусами рук такое, как на рисунке.
Девушки, образовавшие внешний круг, сохраняют это положение до конца фигуры. Девушки внутреннего круга на счет «раз» 7-го такта поднимают над головой правую руку с платочком, а на счет «раз» 13-го такта — левую руку с веткой. При этом правая   рука с платочком   должна быть поднята выше левой   руки,   держащей ветку.
Тринадцатая фигура — «Заключительная» (12 тактов)
1—6-й такты
Девушки  обоих  кругов  выстраиваются всередине сцены в   одну общую. шеренгу, повернувшись  лицом к зрителю. Для этого  оба круга одновременно разрываются пополам    в   двух    местах.
Девушки, стоящие в первой  (от    зрителя) половине   этого  круга, идут ко 2-й правой кулисе и   образуют правую    половину   общей шеренги, а    девушки стоящие во второй половине круга,  идут  ко 2-й левой кулисе и образуют левую половину общей шеренги. Внутрешний круг разрывается одновременно с внешним; обе половинки вну­треннего   круга   составляют   середину   общей  шеренги между правой и левой сторонами.

7 - 9-й такты
Вся шеренга движется по направлению к зрителю. У каждой девушки правая рука с платочком опущена вниз, а левая, согнутая в локте, держит ветку березы прямо перед собой.
На четвертую восьмую 9-го такта все останавливаются на переднем плане сцены.

11-й такты
Девушки   опускают  левые   руки с   ветками   вниз и
одновременно поднимают правые руки с платочками над головой. такт (темп резко замедляется)
На счет «раз» девушки медленно склоняются в глубоком поясном поклоне.  Вытянутую руку с платочке опускают до полу.
На счет «два» все одновременно резко выпрямляя.
 
Поиск

Салоны Красоты России


© 2006-2008 Dancemania.portal-1.ru Все права защищены
return_links(); ?>